Адский фриланс

Все привыкли к историям успеха. Люди любят “хэппи энды”. Но что за ними таится? Дамы и господа! Представляю вам “подводные камни фриланса”!

“Безденежье”

Круто читать о том, как кто-то зарабатывает в пассивном режиме по 10 000$, а то и более, в месяц, попивая коктейли где-нибудь на островах. Нам кажется, что этого так легко достигнуть. Просто следуй советам и всё станет в шоколаде! Как бы не так.

Предположим, вы новичок. Ваш путь еще только начинается. Вам еще предстоит точить навыки до посинения. Но денег хочется сразу. И много. Вас сильно вдохновляют истории, как люди становятся богатыми в очень короткие сроки. Вы строите свое портфолио, спамите им все соц. сети, а клиенты так и не приходят. А если какие-то и появляются, то либо нищие, либо халявщики (мы не рассматриваем ситуации, когда к вам сразу приходят крутые заказчики). Так может продолжаться несколько месяцев, а денег всё не будет. Вы увязнете в счетах, а ваши родственники начнут считать вас полным неудачником. 

Как быть?

Не суйтесь во фриланс без навыков. Учитесь, изучайте свою специализацию настолько, насколько у вас хватает возможностей и времени. Работать за копейки бесперспективно. На первых этапах искусство может стать вашим хобби, но не основной работой. Не ведитесь на ”быстрые заработки”. Это миф. Даже для получения пассивной прибыли вы должны что-то уметь. Хорошо, если вы мастер своего дела. В этом случае проблем у вас не возникнет. А вот новичку придется туго. Мне нередко приходилось видеть, как начинающие художники бросали свою работу, только потому, что она не начинала приносить им денег в первые месяцы. Они наивно верили, что рисовать или моделить это очень легко. Такие ведутся на огромные заработки знаменитых художников, которые могут потратить чуть ли не всю жизнь для достижения успеха. Скажу вам честно: быть художником невероятно трудно, эта работа далеко не для всех. Требуется множество навыков, знаний, терпение, постоянное развитие собственного потенциала. В этой области существуют свои профессиональные болезни, с которыми, со временем,  сталкиваются, чуть ли не большинство художников.

На первых этапах готовьтесь к безденежью и полному отсутствию клиентов. Этот период может повториться и позже, даже когда вы станете успешны и наработаете свою базу заказчиков. В этом и заключается один из ”подводных камней” фриланса.


“В погоне за китайцами”

Когда я училась на различных курсах в России, мне часто приводили пример того, как много работают китайцы. Студенты в группе всегда удивлялись их производительности, тому, как мало они уделяют времени отдыху, а также их высокому уровню исполнения. Инструктора рекомендовали ориентироваться на их образ жизни, продвигая лозунг ”больше работы, меньше сна!”. В то время не спать по 2-3 суток подряд считалось нормой. С годами это стало уже не так прикольно. Сегодня я свободно говорю о том, КАК же они все ошибались.

Хроническая усталость, бессонница, апатия, депрессия, раздражительность, отвращение к клиентам, ненависть ко всему, туннельный синдром, потеря зрения
… мне продолжать? Это тот самый список, что вас может ожидать, если вы ”погонитесь за китайцами”. Вы тупо лишитесь части своего здоровья. Да и кто вообще придумал этих ”китайцев”?! Вы вообще знаете, как в действительности они живут?! Вы уверены, что работать 40 лет по 20 часов в сутки это круто?! Да нахрен такую работу! Если вы еще этого не поняли, то у вас всё еще впереди. 

Как быть?

Пожалуйста, не гонитесь ни за кем! Все люди уникальны. Не все могут за месяц осваивать сложные навыки. Мы все очень разные. Нам требуется разное время. Нужно только найти свой индивидуальный режим. Повторюсь, не жертвуйте своим здоровьем! Не думайте, что вы когда-нибудь разбогатеете и будете в старости лечиться где-нибудь в крутых клиниках! Лучше оставаться здоровым всегда! Поэтому я призываю вас не верить мифу “про китайцев”. Работа не должна заменять вашу жизнь!

“Кидалы”

Они были, есть и будут всегда. Работайте только по предоплате. 50%\50% оптимальный вариант и для вас, и для клиента. Не соглашайтесь на сомнительные авантюры. Не беритесь за работу, где обещают ”оплату потом”. Это ловушки. Сегодня мошенники настолько продвинутые, хитрые и умные, что трудно найти человека, которого никогда никто не обманывал. С ними сталкиваются практически все. Важно вычислять таких сразу.

“Друзья и родственники”

Работа с родственниками бывает довольно опасной. Они могут обидеться на вас из-за денег, разорвать отношения. Друзья способны стать врагами и начать мстить. Требуется очень тонкий подход к обоим типам. Работать забесплатно, не всегда приятно, а в данном случае, может быть психологически дискомфортно. Лучший вариант избегать таких ситуаций, но помните, только вы выбираете с кем и для кого трудиться. Если друзья и родственники не сидят у вас на шее, то можно лишний раз и сделать что-то забесплатно в разумных пределах. 

“Творческий кризис или отсутствие мотивации”

Да, такое тоже случается. Честно говоря, мне сложно верить тем, у кого не бывает трудных моментов в жизни. Это как-то нереалистично. Не может быть всё всегда идеально. Куда интереснее читать о том, как с такими вещами справляться.

Итак, распространенный сценарий: клиент вас жутко достал и вы не хотите на него работать даже за деньги, но уже взяли оплату, начали проект и тянете со сроками. Теперь усложним его: вы не можете вернуть заказчику деньги, так как уже всё истратили, а выполнять заказ всё равно не способны – мешает отсутствие мотивации. На собственном опыте наблюдала такие случаи со фрилансерами. На самом деле, они ужасны. Выход из них один: найти в себе силы и сдать долги. Однако, психология творческих людей штука коварная. Может пройти несколько недель, а то и месяцев, прежде чем у фрилансера зачешутся руки. Естественно, клиент за такие сроки может не только взвыть, но и устроить скандал. Конечно, можно ему сообщить, что у вас наблюдаются трудности, но это прокатит только с понимающим заказчиком, чей дедлайн резиновый. 

Почему так происходит?

Очень просто – от неопытности исполнителя. Сюда же добавлю отсутствие дисциплины, что, на самом деле, еще одна жуткая проблема фрилансеров. Если в детстве человека не приучили к ней, то в старшем возрасте ему приходится тяжко. Не надо издеваться над такими. Это очень серьезная беда. Нужна невероятная воля и стимул, чтобы победить ее. Правда, обычно хватает сильной мотивации. Чаще, в денежном эквиваленте, четкими сроками и штрафами. К примеру, работая с азиатской, игровой компанией, я получала достаточно хорошие деньги, мотивировавшие меня работать по 15-16 часов в день без выходных на протяжении нескольких месяцев. Конечно, сегодня я бы уже не согласилась на такой график.
 

“Ненависть ко всему”

Если спустя годы работы на клиентов вы стали испытывать ненависть ко всему живому и не только, это повод остановиться и всё бросить. Нас часто кормят историями успеха богатых людей, художников, актеров – всех подряд. Конечно! Легко говорить об успехе, если ты его достиг. А если нет? Что если фриланс вас настолько разочаровал, что вы хотите просто заниматься творчеством, послав всех клиентов куда подальше? Логично, что при этом нужно как-то себя обеспечивать, на что-то жить. Как вариант, можно сменить работу, но лучший – освоить пассивный заработок. Но подождите бросаться туда! Он может стать еще более тяжелым, чем фриланс. О нем я расскажу в отдельной статье.


“Нюансы”

Работая фрилансером, имеет смысл стать индивидуальным предпринимателем, работать только по договору и платить все налоги официально. Их следует учитывать в ценниках, выставляемых для клиентов. Все банковские комиссии, включая те, что берутся за конвертацию валют, они должны платить со своей стороны. Не делайте одолжений и тем более не работайте в ущерб себе. Вы фактически решаете их проблемы, даже если это ”просто нарисовать картинку” или ”зафигарить игру для компании”.


“Демпинг”

Как справедливо отметили в комментариях, на рынке давно установлены нереально низкие цены. Художники и даже студии работают не просто за копейки и еду, а порой только за “спасибо”.  Ребята, какого черта?! Современный клиент настолько разбалован, что многие художники просто вынуждены снижать свои цены. Это общемировая проблема. Также отмечу, что нередко встречаются заказчики, неспособные отличить качественную работу от ”сделанной на салфетке”. Таких устроит ”уровень школьника”, а мы потом с удивлением видим аляпистые билборды, вырвиглазную графику в роликах, играх, кино, ”охренительные” сайты и т.д. Что ж, гипотеза о “мировой деградации человечества” не кажется такой уж и сказочной. 


“Непредвиденные обстоятельства”

Как уже говорилось ранее, болезни, войны, стихийные бедствия, поломка оборудования и т.д. также могут превратить жизнь фрилансера в ад. От некоторых просто невозможно застраховаться. Вы можете быть готовыми к ним хоть как-то морально и материально. Важно всегда учитывать этот пункт и прописывать в договоре при работе с заказчиками.

Данная статья может пополняться в будущем новыми пунктами. 

Оглавление:
Difficult clients \ Сложные клиенты
Why I'm not working with Russian Clients \ Почему я не работаю с Русскими Клиентами
10 причин не работать на клиента
“Желаю вам всего плохого” (с) - Часть I
Адский фриланс
Читерите! Коды и Трюки.
Сколько стоит труд художника? Как устанавливать цены?

752 0 850 20
18
2017-05-17
Несколько мрачновато получилось, хотя в целом и справедливо. Хотелось бы какого-то позитивного обобщающего заряда в конце.
2017-05-17
Как бы, в статье не стояла цель описать плюсы фриланса. Их до меня тут уже не раз публиковали. Но так-то у меня есть позитивные статьи. Просто не могу всё вывалить за раз. Только по главам. [quote=Gazer] Несколько мрачновато получилось, хотя в целом и справедливо. Хотелось бы какого-то позитивного обобщающего заряда в конце. [/quote]
2017-05-18
После прочтения нескольких Ваших статей, у меня сложилось впечатление, что Вы прекрасная девушка)
2017-05-18
*шёпотом* я еще и незамужняя! :D [quote=Ник047] После прочтения нескольких Ваших статей, у меня сложилось впечатление, что Вы прекрасная девушка) [/quote]
2017-05-18
С Вашей внутренней красотой это кратковременно)  [quote=ERA-7] *шёпотом* я еще и незамужняя! :D [/quote]
2017-05-19
Ой, да забирайте)))) вам еще за это заплатят))))))) XD [quote=Андрей Кривуля] Ахаха, выходите за меня замуж =)))))))))))  [/quote]Согласна с постом! Спасибо за комментарий! Ждите. Их уже 12 штук. Можно все прочесть на Deviantart.[quote=Андрей Кривуля] [/quote]
2017-05-19
"Также отмечу, что нередко встречаются заказчики, неспособные отличить качественную работу от ”сделанной на салфетке”. Таких устроит ”уровень школьника”, а мы потом с удивлением видим аляпистые билборды, вырвиглазную графику в роликах, играх, кино, ”охренительные” сайты и т.д"  Пару лет назад видел рекламу в сбербанке - флаеры и буклеты какие-то - тихий ужас. Даже мне с моим тогдашним уровнем было бы стыдно за такую работу. Видно, что в основе были фотки, но  безграмотно перерисованы без особого понимания. А бомбило от того, что страшно представить, сколько денег стоил такой заказ.
2017-05-19
[quote=Андрей Кривуля] по 19 часов за хлеб [/quote]  для того чтоб поимел кто то другой, так это вобще мазахизмом попахивает )))
2017-05-21
Все правильно. Интересно было бы послушать ваши мысли о пассивном доходе.
2017-05-21
Все верно описано. Я 5 лет! барахтался во фрилансе, надеясь что будет свет в конце тоннеля, но нет, платить нормально не хотят, заработать даже 100 долларов в месяц и то проблема. Сейчас я забросил и фриланс и рисование. Уже год не рисую, и не хочу, пропало всякое желание. Занялся той работой что была у меня до фриланса, в сфере юриспруденции. Возможно в будущем я снова захочу рисовать, но в следующий раз буду рисовать для себя, для удовольствия и расслабления.
2017-05-21
Со многим согласен, но не всё так плохо. На своем примере: с годами просто начинаешь делать все более правильно: заключать нормальный договор, распределять работу и подстраховываться, имея на руках всё бОльшее и лучшее портфолио оценивать свою работу дороже остальных (обосновывая это опытом и четкими сроками). Если с самого начала работу построить верно - то с каждым годом будет только лучше.
2017-05-21
[quote=tetriandoh]заработать даже 100 долларов в месяц и то проблема [/quote] думаете в офисе ситуация поменялась бы?
2017-05-22
[quote=fruit_cake] думаете в офисе ситуация поменялась бы? [/quote] в офисе как правило платят больше, в среднем от 450-900 долларов.
2017-05-23
[quote=tetriandoh] в офисе как правило платят больше, в среднем от 450-900 долларов. [/quote] в офис приглашал кто-нибудь?
2017-05-23
[quote=fruit_cake] в офис приглашал кто-нибудь? [/quote] было дело, но к сожалению я не смог выехать по личным обстоятельствам.
2017-05-24
Это среднее для крупного развитого города - Казань или Питер. Москва чуть выше, но для "просто дизайнера" - 1000 долларов - это потолок. Тут надо или действительно классно рисовать, или активно развивать дополнительные навыки - 3D или моушн. А так многие дизайнеры работают по схеме офис + несколько постоянных клиентов на стороне. На квартиру не заработаешь, но на машину можно. А фриланс - это бизнес, предпринимательство... мелкое))))  И его надо уметь вести правильно и риски тут сопоставимые с торговлей или другими услугами - конкуренция, колебания спроса, резкое смещение интересов (уход от полиграфии к интернет-рекламе, как следствие падение спроса ну услуги полиграфистов) и прочее. Так что без понимания бизнес-процессов, документооборота и самодисциплины туда соваться не стоит. [quote=tetriandoh] в офисе как правило платят больше, в среднем от 450-900 долларов. [/quote]
2017-05-24
[quote=Виктор Курочкин] Так что без понимания бизнес-процессов, документооборота и самодисциплины туда соваться не стоит. [/quote] + 10000
2017-05-24
[quote=Виктор Курочкин] Так что без понимания бизнес-процессов, документооборота и самодисциплины туда соваться не стоит. [/quote]Кратко, ёмко и о самом главном в любом свободном плавании. Развитые профессиональные навыки не обсуждаются. Как ни парадоксально, они могут оказаться даже не столь определяющими во фрилансе, как эти три. Так что фрилансер - это в первую очередь бизнесмен, а уж потом - художник.
RENDER.RU