Интервью с Джамой Джурабаевым: как стать востребованным художником и получить заказ из «высшей лиги»

Джама Джурабаев работает с лучшими киностудиями и игровыми компаниями мира. Он создавал концепты для многих фильмов, среди которых: «Мстители 2: Эра Альтрона», «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и «Стражи Галактики».

Недавно Джама провел мастер-класс для художников харьковской студии Plarium, после которого дал небольшое интервью о себе, творческом развитии и работе концепт художника в «высшей лиге».



Расскажи о себе. Как авиакосмический инженер стал художником? Что стало решающим фактором в выборе профессии?

Самолеты – моя детская болезнь. У меня был целый «отряд», с которым я не расставался даже в ванной.

Хотя я очень любил самолеты, в аэрокосмический поступил не сразу – сначала учился на программиста. Мне абсолютно не понравилась эта профессия. Очень точная наука, а мне хотелось чего-то более близкого к дизайну. Хотя стоит сказать, что авиакосмический факультет во многом похож на мой первый – много математики и физики. Поэтому я не был лучшим учеником в группе, зато был хорошим художником.

Когда я закончил университет, большого выбора работы не было. Я начал подрабатывать в рекламном агентстве, а по вечерам рисовал для себя и выкладывал работы в интернете вплоть до 2009 года. Еще тогда мне очень понравился концепт-арт как направление.

Как и когда ты получил заказ, так сказать, из «высшей лиги»? Что это было?

В 2011 году я сделал анимационный проект Dreamscape для CG society и занял призовое место. После этого я получил письмо от Microsoft Game Studios с приглашением работать над Halo4 концептером окружения. Это было просто «вау», я сразу согласился, однако из-за проблем с оформлением визы ничего не вышло.

Среди профессиональных киберспортсменов есть убеждение, что после 25 лет приходить в индустрию бесполезно – чемпионом всё равно не станешь. Есть ли подобные возрастные ограничения для художников?

Киберспорт – это в первую очередь реакция, которая намного лучше в молодости. А освоение профессии художника – немного другое. Зайти можно, когда угодно – потолок сейчас выше, чем раньше. Современные инструменты намного проще, уже не нужно так долго учиться, чтобы освоить один из них.

Когда тебе 20 и ты сорвиголова, ты можешь быстро подключиться к любому процессу. Но чем ты старше, тем больше у тебя ответственности – семья, дети. Трудно в 40 сказать: я бросаю всё и иду в концепт-арт. Непонятно, кто будет кормить детей. Но можно достичь всего, если знаешь, что делаешь, и продумал свои шаги наперед.

Расскажи о том, как ты учился рисовать. Какие люди, сайты, книги помогли в развитии?

С детства я рисую на бумаге, но цифровому искусству я научился по видеоурокам от Gnomon. Как и все нормальные наши люди, я бесплатно скачивал лекции и занимался по ним самостоятельно – по сути, это и была моя базовая подготовка. В 2010 году я получил двухлетнюю стипендию в одной американской онлайн-школе, но не доучился, потому что через полгода начал работать в Англии.

Что лучше – холст или планшет? Артбук или онлайн-подборка концептов?

Планшет, конечно, там ctrl+z есть. А вот второй вопрос более сложный – всё зависит от проекта. Вообще в книгах много вещей, которые мы упускаем. Именно в книгах, а не в артбуках.

Есть люди, которые всю жизнь потратили на изучение какой-то темы, и, покупая книги, ты перенимаешь их многолетний опыт. Можно залезть в интернет и найти фоточки Антарктиды, но они не передадут атмосферу так же подробно и искренне, как книга, написанная исследователем. Поэтому я часто хожу в библиотеку или скачиваю книги.

Чтобы поддерживать и развивать навыки, нужно постоянно заниматься. Как ты мотивируешь себя, например, после рабочего дня садиться за рисунок, а не за очередной сериал?

Я уже даже забыл слово «сериал». Но на самом деле, есть очень много интересных вещей, которые я изучаю каждый день. И, слава богу, я еще не дошел до той стадии, когда меня нужно мотивировать делать что-то. Хотя уверен, что когда-то такое время настанет.

У тебя уже обширный опыт в CG. Как и где ты ищешь новые источники для обучения?

В основном я читаю книги. Из последнего:

  • Elon Musk: Tesla, SpaceX, and the Quest for a Fantastic Future, Ashlee Vance;
  • The Forever War, Joe Haldeman;
  • The Five C's of Cinematography: Motion Picture Filming Techniques, Joseph V. Mascelli.

В одном из интервью ты сказал, что художнику необходимо понимать, чему нужно учиться, а что лишнее. А как определить, что стоит изучать, а от чего лучше отказаться?

Многие прокачиваются наугад, а потом жалуются, что их никуда не берут. Это потому, что у них нет ориентира. Нужно понять, куда ты хочешь идти, и я не имею в виду специализацию.

Допустим, ты хочешь работать в геймдеве. Как ориентир нужно выбрать одну или несколько компаний, куда ты хотел бы устроиться. Потом нужно выяснить, какой скилл прокачивать и какие работы сделать для портфолио, чтобы попасть туда. Таким образом ты планомерно изучаешь только необходимое.

Как ты планируешь свой день? При высокой нагрузке очень важен грамотный тайм-менеджмент. Есть ли у тебя своя система?

У меня очень плотный график и катастрофически мало свободного времени. Одну из работ я заканчивал в самолете по пути сюда, кое-что делал утром, перед тренингом для ваших ребят, и мне еще предстоит много другой работы после того, как я освобожусь.

С тайм-менеджментом у меня большие проблемы. Я надеюсь это исправить, но пока просвета нет.

Какая игровая вселенная нравится тебе больше всего? Просматриваешь ли ты концепты игровых и киновселенных?

Я каждый день играю в StarCraft. Эта игра интересна тем, что заставляет тебя думать, а не просто приносит удовольствие. Люди играют в нее как в шахматы. Нужна очень хорошая реакция и умение принимать стратегически верные решения.

Играть для поиска референсов у меня времени нет. Я вообще считаю, что всегда нужно искать первоисточники: например, не ориентироваться на фильм, а понять, что стало референсами для этого фильма.

Ты отказался от ZBrush в пользу 3D-Coat из-за большей эффективности и функциональности. А какие еще инструменты ты предпочитаешь и почему?

Я отказался от всех рендер-систем, которые занимают много времени и не показывают финальную картинку. Для меня это – основной барьер. Чаще всего я пользуюсь KeyShot – программой, которая позволяет видеть то, что ты делаешь. Она не real-time, но быстро показывает превью.

Раньше как? Ты делаешь 3Dмодель, где у тебя всё серое, потом ты отдаешь ее кому-то, кто превращает ее в красивую картинку. Это занимало очень много времени. Сложно работать, когда не видишь финальный результат. Поэтому я не использую программы без такой возможности. Они классные, но не для того, что я делаю.

Вообще трудно назвать какие-то конкретные программы, потому что завтра их сменят новые. Для концепт-арта важно выбирать real-timerendering. Программы, которые показывают быстрые превью, незаменимы для художника.

Ты не только художник, но и руководитель. Как быстро понятия эффективности и КПД вошли в твой процесс создания артов?

Есть очень показательный эксперимент: когда перед обезьяной кладут несколько бананов, она всегда выбирает ближайший. Говорят, мы все произошли от приматов, и у нас тоже есть этот инстинкт.

Не нужно усложнять свою задачу. Пару раз я слышал аргумент «ну я люблю делать долго и упорно», но это точно не про меня. Мне нужен быстрый результат. Чем меньше времени я потрачу на технику, тем больше у меня останется на генерацию идей. Для меня важнее креативный процесс, и именно на него я хочу тратить больше времени.

Что в процессе отрисовки или моделирования тебе долго не удавалось?

У меня в детстве всегда была проблема с рисованием лиц. Никогда они у меня не получались красивыми. Я просто копировал их, срисовывал лица кумиров 90-х с плакатов – Сильвестра Сталлоне, Жан-Клода Ван Дамма. Не мог ничего придумать самостоятельно.

Однажды папа посмотрел на это и сказал: «Молодец, сынок, ты отличная копировальная машина». Я плакал 2 дня… Как так? А он говорит: «Ты же не придумываешь ничего, ты срисовываешь». Спустя много лет, когда я начал активно заниматься концепт-артом, я понял, что хотел бы не просто срисовывать, а реально создавать новое. Я начал копаться в анатомии, подробно всё изучать, и потихоньку, с практикой, всё удалось.

Как ты преподносишь критику и как реагируешь на нее сам?

Смотря какой контекст и к кому относится критика. Люди очень разные – к каждому нужен свой подход, определенная подача. В принципе, должность руководителя выше оплачивается, потому что ты не просто должен разбираться в своем деле, но и уметь общаться с людьми, мотивировать их.

В свой адрес я слушаю критику только тех людей, которых уважаю, и которые, как я считаю, хотят мне реально помочь. Много таких: ты еще не начал, а они тебе приводят миллион доводов, почему у тебя не получится – просто потому, что им не нравишься ты или твоя идея. Я считаю, это тормозит прогресс, поэтому я слушаю только тех, кого ценю. Для критики этих людей я открыт, а для остальных я закрываюсь.

А как насчет критики своих работ?

Я всегда всем говорю, что нужно себя любить, но не в плане нарциссизма. Что бы мы ни делали, вокруг нас есть как минимум дюжина людей, которые готовы осадить нас еще на старте. Особенно когда делаешь новые вещи, они сразу отговаривают: подумай еще, это неправильно – вроде как пытаются тебе помочь. Если я буду к ним присоединяться и осаживать себя, я далеко не уеду. Нужно здраво, без нарциссизма и без эгоизма, любить себя и то, что ты делаешь, тогда всё получится.

С какой из франшиз больше всего понравилось работать? Были значительные отличия в процессах? Интересные истории?

Много интересных проектов было в рекламе, еще до того, как я начал работать с фильмами. Очень понравилось работать с Lacoste. Например, для ролика The Big Leap я делал все задние планы. Через 3 недели после продакшна приехали французы и сказали: «Нам не то чтобы не нравится, но это не совсем то, что мы хотели, поэтому давайте переделаем». Но они всё это так весело преподносили, что никто не оскорбился. Они даже в конце всем нам подарили по майке Lacoste. И все были довольны.

Вообще я стараюсь в каждой работе найти что-то интересное. Ведь бывает и скучная, не очень креативная работа, но все зависит от твоей мотивации, и в твоих руках сделать ее лучше.

Если бы ты мог вернуться в прошлое, чтобы пообщаться с кем-то из великих художников, кто бы это был?

Ни разу не задумывался об этом. Мой инженерный бэкграунд мне во многом помогает сейчас, поэтому, наверное, мне близок Леонардо да Винчи. Он был не просто художником, но и инженером. Хотя и ходят сейчас какие-то теории, что он украл идеи у кого-то, но… где эти люди? Да Винчи мне очень даже симпатичен.

814 0 850 28
2
2016-08-11
Прямо пролетел по интервью. Легко и не навязчиво. Приятно почитать мысли людей вошедших в индустрию.
2016-10-18
Интересное интервью 
RENDER.RU