Интервью с Арманом Яхиным - супервайзером визуальных эффектов фильма “Сталинград”

Все изображения © Art Pictures Studio, Non-stop Production.

Уважаемые читатели и пользователи RENDER.RU, представляем вашему вниманию интервью с супервайзером визуальных эффектов фильма "Сталинград" - Арманом Яхиным. В данном интервью мы узнаем о процессе создания эффектов фильма, над которыми трудилась компания MAINROAD Post, какое ПО использовалось в работе, возникали ли сложности и многое другое.

RENER.RU: Здравствуйте, Арман! Спасибо за уделённое нам время. Расскажите нам о студии Main Road|Post. Каково основное направление студии?

Арман: Основное направление – вперед! Только вперед! А если серьезно, то студия занимается визуальными эффектами для кино и сериалов в основном. Так же мы делаем игровые синематики и очень редко рекламу.

RENER.RU: Расскажите о работе над фильмом Сталинград. Когда стало известно, что именно вашей студии выпала честь, принять участие в создании данного фильма? Была ли хоть тень сомнения, что эта ноша может оказаться не по силам и поставленные задачи слишком сложны или же с энтузиазмом ринулись в бой (в фильме невероятно много графики)?

Арман: Известно это стало еще в 2009 году, когда появились первые версии сценария фильма. Если говорить о сомнениях, то у нас практически каждый проект – это новый опыт. Так как нам выпадают в основном проекты амбициозные, то всегда приходится искать пути решения. Мы не всегда знаем, как сделать ту или иную вещь. Но что мы точно научились делать за годы работы над фильмами – это находить выход из любоей сложной ситуации, работать над большими проектами с максимальным КПД.

RENER.RU: За плечами вашей студии немало интересных проектов, в создании которых вы принимали участие. Оказался ли «Сталинград» действительно самым непростым? Если да, то какие именно моменты вывели для вас «Сталинград» на совершенно новый уровень сложности?

Арман: Да, «Сталинград» стал для нас настоящей проверкой на прочность. Длинные планы, часто по 30-40 секунд, стерео – все это заставило нас поднять наш собственный уровень, быть более внимательным к мелочам, делать работу более аккуратно. Симуляция огня, взрывов на земле и на воде, огромные столбы дыма, разрушения, сложнейший композ – нам пришлось улучшить все позиции.

RENER.RU: Как много специалистов и насколько разных направлений работало в вашей команде? Привлекались ли фрилансеры, если да то в каких направлениях? Отдавались ли какие то особо сложные задачи на разработку зарубежным студиям?

Арман: Всего работало внутри студии порядка 25 человек, выполнивших всю самую сложную работу на проекте – сцены с огнем, с самолетами, танками, общие планы разрушенного города, финальная бомбежка – все это мы делали силами студии. Когда мы вышли на финишную прямую, за три месяца до сдачи проекта к нам подключилась студия Pixel Bears, взявшая на себя кровавые посадки, трассеры, и замену неба в некоторых шотах. Так же мы привлекли группу фрилансеров из Минска и киевских ребят их студии BrainDrainTrain, которые помогли нам с ротоскопингом в некоторых шотах в конце проекта. Если их не считать зарубежными студиями, то это все. Так что с легким сердцем можно сказать, что это полностью отечественный фильм.

RENER.RU: Какое ПО было задействовано при работе над фильмом и почему? Делались ли свои разработки?

Арман: Мы давно и успешно работаем на Houdini – это наш основной софт. Для моделинга – Maya, для композа – Nuke, для водных симуляций Naiad. Разработки мы делаем всегда, но все они на базе имеющихся софтов.

RENER.RU: Сколько в целом велась работа над фильмом? Срывались ли сроки?

Арман: Фильм в целом делался 2 года начиная со старта проекта и был сделан в обговоренный срок.

RENER.RU: Из всех VFX сцен фильма можно ли выделить наиболее трудоёмкие? Можете вкратце рассказать хотя бы о нескольких?

Арман: Да можно сказать, что все сцены, что мы делали, были трудоемкими. Самой сложной и ресурсозатратной, наверное, была сцена с горящими солдатами. Она потребовала от нас фотореалистичного огня, который пришлось симулить, а для этого приходилось восстанавливать отснятые объекты в 3д, анимировать цифровых дублеров, которые послужили основой для симуляции огня. Так же эта сцена потребовала ультимативного ротоскопинга, пришлось вырезать всех солдат, все объекты отдельно, для того, чтобы вставлять между ними огни, дымы, искры и прочие элементы. Везде в этой сцене добавлялся огонь и дым на задний план, их тоже надо было симулить, так как масштаб должен был быть огромный. На общих планах была сделана цифровая массовка, которая падала от взрыва, загоралась в кадре.

Так же сложной была сцена с падением самолета. Эта сцена потребовала всех наших навыков – симуляции огня, дыма, взрывов, песка, земли. Разрушения зданий и стекла, сложной анимации разламывания самолета и динамики мелких отрывающихся объектов. И все это происходило в полностью восстановленной в CG декорации города и заднеплановых руин.

Очень сложной была сцена финала, с танковой атакой и финальной бомбежкой дома. На площадке снимались два танка, а еще 7 были добавлены. Они полностью копировали отснятые танки, что потребовало кропотливой детальной проработки деталей и рига танка. В эту сцену мы также добавляли массовку немецких солдат, которая бежала к дому на общих планах, а потом разлеталась во взрывах, часть которых также была сделана нами.
И во всех сценах пришлось заменять небо на более драматическое.

RENER.RU: Возникали ли при работе над фильмом трудности, с которыми раньше не приходилось сталкиваться и которые откровенно ставили в тупик? Какое самое оригинальное/хитрое решение было принято в попытках выйти из такой ситуации?

Арман: У нас это уже стало нормой – каждый новый проект мы что-то выдумываем новое, меняем нашу систему работы. Откровенных тупиков не было, так как за годы работы в кино мы научились выходить из самых безвыходных ситуаций. Просто сам проект потребовал повышенного внимания к деталям изображения, так как он был в стерео и в IMAX. В этом смысле это был для нас совершенно новый опыт.

RENER.RU: Расскажите, о работе художников занимавшихся окружениями, какие сцены считаете предметом гордости? Какая сцена была самой «долгой»?

Арман: Если честно, то горжусь всеми сценами, что мы сделали. В каждую сцену было вложено много сил очень талантливых людей.

RENER.RU: На ваш взгляд какая сцена была самой сложной в плане динамики? Есть мнение, что это падение самолета (2:18 минута официального трейлера), так ли это?

Арман: Она была одной из самых сложных, это правда. Они практически все были очень сложными, так как пришлось симулить все элементы для всего фильма.



RENER.RU: Каким специализированным ПО, для динамики (взрывы, жидкости и т.д.) Вы пользовались в работе? И почему выбор пал именно на эти программы?

Арман: Вся динамика, кроме воды, сделана в Houdini. Это наш основной софт, основа пайплайна. В свое наши ключевые специалисты выбрали этот софт для работы, так как он им показался самым удобным и самым гибким для наших нужд. С тех пор так и работаем. А водяные эффекты мы симулим в Naiad. Он является, на наш взгляд, самым быстрым и качественным на сегодня в этой области.

RENER.RU: Мы знаем, что фильм снят в формате стерео и для кинотеатров IMAX, насколько это усложнило работу для вас и вашей команды? Хватало ли специалистов, досконально разбирающихся в вопросе или многие вещи пришлось разбирать на ходу?

Арман: Основная работа, которая усложнилась сильно в разы, как ни странно, оказались ротоскопинг и клинап. Над некоторыми шотами работа в результате стала сложнее раз в 5-10, в отличие от моно. По Full CG шотам прирост сложности был примерно процентов на 20-30, да и то, только за счет дополнительного рендера, в общем-то.
Специалистов, конечно, не хватало. Людей, имевших опыт в стерео на тот момент были единицы, многие вещи пришлось разбирать по ходу. Но по факту, в общем-то, оказалось не так и страшно, как кажется снаружи процесса. Нужны просто внимательные глаза и терпение.

RENER.RU: Насколько много концептов было отсеяно, рассматривается ли вариант издания, нечто наподобие артбука? Как проходил процесс утверждения концептов, много ли "крови" потеряли на этих самых утверждениях?

Арман: Отсеяно было немного, хотя мы отконцептили каждый шот с графикой. Крови потеряли немного, так как о стилистике договорились еще перед началом работы. Надо сказать, что работа наших художников повлияла на всю цветовую гамму фильма, так как мы работали над графикой уже во время съемок и много наших шотов было закончено до начала цветокоррекции и они вошли в кино с минимальными изменениями, не так как обычно это происходит. Здесь я не могу не отметить работу нашего художника Артема Хорчева, который сделал огромное количество концептов на отснятом материале, прежде чем он уходил в работу к cg-artist’ам.


RENER.RU: В вашей команде над фильмом работал всего один аниматор, можете рассказать о его работе? Какие задачи стояли перед ним, какие средства использовались, много ли было ручной анимации?

Арман: Да, это Александр Липилин, на него упали все основные задачи по персонажке в фильма «Сталинград». Саша выступил, скорее как, Убер-аниматор. Он решал задачи по созданию массовки и анимации цифровых дублеров и выбирал для этого самые различные средства – от ручной анимации, до мокапа через Kinect и присоединенную к нему программу от iPi Soft, симуляции одежды, динамических ragdoll-симуляций и всяких процедурных доработок анимации в Houdini. В общем, не совсем аниматор, а такой Мистер Вольф для решения задач с массовкой и цифровыми дублерами.

RENER.RU: Благодарим Вас за интересное интервью, Арман! Желаем Вам и Вашей команде новых интересных и не простых проектов, терпения и профессионального роста!

Все изображения © Art Pictures Studio, Non-stop Production.

714 0 850 10
13
2014-01-24
Отрадно конечно, что наша отечественная CG-индустрия продвигается вперёд и только вперёд, но современным фильмам это ни капли не помогает. Я с удовольствием смотрю "Сталинград" Юрия Озёрова 1990 года (как не иронично с Фёдором Бондарчуком) и "Сталинград" Джозефа Фильсмайера 1993 года и эти два фильма смотреть в разы интереснее, чем этот псевдо-Сталинград. Жаль, что сегодня ради кассовых сборов российские режиссёры - Бондарчук, Михалков и прочие, из Великой Победы советского народа над фашизмом, делают блокбастеры, сдобренные мелодраматичными сказочными мотивами и тоннами компьютерной графики с элементами слоу-мо. Что ж, народ в принципе фильм оценил по-существу и его таки сняли с оскара. Этот фильм не интересно смотреть второй раз, чего не скажешь о советском и немецком "Сталинградах". Никаких неприязней к команде профессионалов, работающих над графическим оснащением фильма не испытываю, напротив - ребята молодцы, графика очень качественная, голливудского масштаба, работа действительно проделана колоссальная и впечатляющая, но сюжет картины сводит все старания этих ребят к минимуму...
2014-01-24
Фх в роликах выглядит хорошо, но оценка народом этого кинА настолько единогласна, что смотреть оное желания как-то совершенно не возникает. 9 роту, правда, в своё время с удовольствием посмотрел..потом почитал педевикию про этот инцидент, посмеялся... но тут, как я понял, и до 9 роты не близко.
2014-01-25
Эффекты просто потрясающие, буквально нет слов!
2014-01-25
Полностью согласен с R.A.V.E.Design. С такими возможностями можно сделать реально запоминающееся для истории России фильм. Фильм который бы действительно остался бы в сердцах. Я даже могу предположить почему так происходит. Потому что в кино как и в других сферах нет рынка, а существует панибратство и клановость. И Федор несмотря на то что снял уже кучу посредственных фильмов будет продолжать получать деньги на свое творчество. Так же как и Михалков и им подобные. И вроде как может и научаться со временем. Но что то все никак...
2014-01-27
а премию по окончании проекта то дали?)))
2014-01-27
Народ, ну вы что в самом деле? Причем тут фильм, клановость, хорошие или плохие режиссеры, сценарий, ПРИЧЕМ ТУТ ВСЕ ЭТО??? Это статья про эффекты, о людях которые делали эффекты, они вообще ни какого отношения к съемкам\актерам\сценарию не имели, это не интервью с режиссером НЕТ!!! Это статья о спец эффектах и здесь уместно выражать мнение либо о них, либо не о чем. P.S. Ослу понятно кто кинематограф у нас не в лучшем состоянии и ближайшие годы ничего не измениться, но хоть спец.эффекты мы потихоньку подтягиваем, спасибо ребята, безусловно очень высокий уровень и эффектов и работы над проектом, молодцы!
2014-01-28
Спецэфекты, действительно дотянули этот фильм , хотя бы, до состояния просмотра на один раз! И в этом заслуга команды cg художников!!! Наших российских!!!, к ним бы еще талантливого режисера и автора сценария!!! Сценарий с наличием влюбленной парочки, нашей псевдогламурной девицы и романтичного немца меня просто очень огорчил!!!! и это мало сказанно!, ну не о том этот фильм должен быть, не о них это точно!!! Вспоминаю фильмы , которые действительно созданны на века!! Это шедевры нашего кино! Это гордость!!! Трилогия " Освобождение", " Батальоны просят огня", " А зори здесь тихие", " Они сражались за Родину" и еще десятки фильмов созданные в эпоху настоящих актеров, настоящих людей в эпоху СССР! Сейчас такого увы ужу не снять!!!! Поменялось , увы, все! Люди, понятия, ценности!
2014-01-29
всё круто, только сценарий у фильма подкачал
2014-01-30
Никогда CG не заменит ИДЕЮ и СМЫСЛ фильма.Изначально сценарий и ИДЕЯ во главу угла а не спецэффекты!Тем более на ТАКУЮ больную тему для РУССКИХ как Великая Отечественная.К сожалению природа отдыхает на детях гениев.Достаточно вспомнить "Они сражались за Родину!"
2014-01-30
[quote=Skeptik] Никогда CG не заменит ИДЕЮ и СМЫСЛ фильма.Изначально сценарий и ИДЕЯ во главу угла а не спецэффекты!Тем более на ТАКУЮ больную тему для РУССКИХ как Великая Отечественная.К сожалению природа отдыхает на детях гениев.Достаточно вспомнить "Они сражались за Родину!" [/quote] Да кто же спорит, но здесь мы обсуждаем не ФИЛЬМ, а спец.эффекты и только их, и материал этот о людях которые делали эти самые спец. эффекты, и никакого отношения к сценарию, и детям гениев на которых отдохнула природа эти люди не имеют. Не имеет никакого смысла оставлять негативные комментарии касательно сценария, еще раз мы не обсуждаем здесь фильм, только спец. эффекты, люди которые их делали не могут отвечать за сценарий. Считайте эту статью, материалом о создании фрагментов для какого то фильма.
2014-01-31
Согласен с Романом. Камрады, обсуждайте графическую составляющую фильма, а не сюжет или там Бондарчука (Обитаемый остров понравился, как ни странно). Имел удовольствие побывать на making of "Сталинград" и пообщаться с Арманом на последнем Cgevent. Приятный человек и профессионал высокого уровня! Спецэффекты такого уровня и такого объема вывели российскую графику на мировой уровень. Если ранее cg в русских фильмах делалось в России частично, то данная работа доказала, что мы можем многое, если не все.
2014-02-02
меня вот удивило что некорректную версию танка PzIV (с противокумулятивными листами) повторили в 3д и добавили в сцены сделать крупные планы с 3д версией танка так сложно?
2014-02-03
Молодцы ребята, определенный прорыв на лицо! Именно такие люди вытащат наше CG на должный уровень!
RENDER.RU