так. я немного выкрутился из данной ситуации, а не решил ее полностью.
хотя я не проверял, но в настройках волос есть пункт вкл самоколлизию. сами кривые после этого будут сталкиваться между собой, но если они управляют скелетом, а на нем шелл, то шелл будет проходить сквозь себя.
у меня зада ограничивалась созданием болтающегося лохмотья пиджака и бьющегося об ноги. пиджак и ноги являются одним объектом. и если выделить тело и систему волос, и сказать hair->make collide, то получается непойми что. - то лохмотья ударяются об ноги, то застревают в них, то как-то прыгают.
так что я ограничился созданием collide cube'a (2-x), прианием им объема ног и привязка их к костям ног.
а как сделать реальную самоколлизию, если болтающаяся часть и статичная является одним объектом. может великие гуру подскажут?