Итак, шэйдеры...Чем они отличаются от текстур и материалов.....
Собственно, shader - это свето-цвето-физически-нефотореалистические свойства поверхности или раскраска, как говорил JIJI.Это существенно больше чем просто текстура и материал (материал - золото, шэйдер - грязное, потертое исцарапанное золото, изъеденное злобными золотоежками), шэйдер включает в себя не только физические свойства материала, но и характерные свойства поверхности (например, шероховатость). Более того, существуют слоистые шейдера, состоящие из нескольких разных "материалов" (стеклянная бутылка водки с бумажной этикеткой). Таким образом, шэйдер - это некий алгоритм, по которому осуществляется визуализация элемента поверхности. Шэйдера не обязаны быть фотореалистичными : например, toon-шэйдер.
Этот самый алгоритм формируется с помощью так назывемого шэйдер нетворка, являющемся частным случаем графа зависимостей (dependency graph). Создание шэйдеров опирается как на понимание физической природы отражений-преломлений и т.п., так и четкого представления художественных особенностей желаемого результата.
К сожалению, реализация задуманного нестандартного шэйдера, как правило, требует определенной квалификации.